9:00-18:00 MSK
Цифровые технологии как ключ к успеху модной одежды от Натальи Душегреи
«ДушеГрея» - известный бренд талантливого московского дизайнера Натальи Душегреи, которая, без всякого преувеличения, вкладывает душу в свои уникальные авторские модели и уже не первый год радует прекрасный пол комфортной одеждой с непревзойденной индивидуальностью и ярко выраженной эмоциональностью.
Для создания своих оригинальных по силуэту и цветовым решениям коллекций неутомимый экспериментатор Наталья Душегрея использует не только традиционные техники и собственные ноу-хау, но и активно внедряет в производство самые современные цифровые технологии, включая широкоформатную печать на текстиле. И это неудивительно, цифровое печатное оборудование позволяет дизайнеру воспроизводить на ткани любые рисунки, орнаменты, абстракции, средневековые сюжеты и природную графику с высоким разрешением и в неограниченной цветовой гамме – от нежных пастельных оттенков до ярких и глубоких насыщенных цветов. Качество цифровых отпечатков превосходит качество традиционных тканей как по многообразию цветовых решений, так и по контрастности и четкости печати мелких деталей, тонких линий и сложных геометрических элементов. Цифровая технология дает возможность добиться исключительно плавных цветовых переходов, что практически недостижимо, когда речь идет об аналоговых методах печати. И всеми этими преимуществами дизайнер сегодня пользуется в полном объеме.
О своем бренде и о своем взгляде на современное производство дизайнерской одежды Наталья Душегрея рассказывает в интервью, специально подготовленном для нашего журнала.
Ваш бренд еще совсем молод, но уже хорошо известен и очень популярен. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к идее создания такой оригинальной верхней одежды, с такими узнаваемыми силуэтами и изобразительными решениями?
Я всегда ставила перед собой задачу каждый год осваивать и создавать что-то принципиально новое, привносить в мир моды свежие идеи, делиться своим пониманием и взглядом на то, какой должна быть одежда. Мне важно придумать что-то такое, чего до меня еще никто не создавал, и от показа к показу я стараюсь продемонстрировать нестандартные образы, которые понравятся публике и потом успешно войдут в повседневную жизнь. По одному из образований я художник по тканям и более 10 лет занималась рисованием. Затем плавно подошла к реализации своей давней мечты – дизайну одежды. С одеждой я экспериментировала еще до создания бренда «ДушеГрея». И так случилось, что осеню 2015 года я просто поняла, сформулировала для себя, какой я вижу верхнюю одежду. Я буквально загорелась новыми идеями; принты и стежка не оставляли меня в покое до тех пор, пока я не сделаю то, что задумала. Я могла вскочить ночью, чтобы зарисовывать все то, что мне пришло в голову. Ко мне, наконец, пришло четкое понимание: что нужно сделать с верхней одеждой, чтобы полюбить зиму. Сама я зиму очень не любила, передо мной постоянно возникала проблема - что можно надеть, чтобы не замерзнуть и не думать о том, что в мороз лучше вообще из дома не выходить. Сейчас этот вопрос полностью решен. Теперь для меня зима – это еще один прекрасный повод покрасоваться, быть элегантной и не испытывать негатива от суровой русской зимы.
И все-таки, Ваш неординарный стиль возник под влиянием опыта работы с тканями?
Я думаю, что это не совсем так, текстильных художников много, и не все они идут в моделирование. Здесь необходимо большое желание, целеустремленность, хорошим базисом для которых, конечно же, послужил и мой опыт работы с батиком и текстилем. Однако первые патенты, которые мы получили, были патенты на два новых способа обработки декоративных текстильных изделий. Это является подтверждением того, что мы всегда двигались в направлении создания принципиально новых продуктов в области моды. Верхняя одежда с художественной стежкой, которая была разработана «ДушеГреей», – по сути стала реальным воплощением моего неустанного стремления к новаторству в творчестве.
Когда Вы открывали производство, Вы уже знали, что будете использовать цифровые печатные технологии? Откуда Вы узнали об их существовании и насколько легко прошло их внедрение?
Первый широкоформатный принтер мы приобрели еще до бренда «ДушеГрея», то есть опыт в области сублимации у нас уже был. И когда открывалась «ДушеГрея» мы уже знали, что будем печатать на ткани с применением именно этой технологии. Но так как бренд «ДушеГрея» открывался с нуля, и мы шли в русле новой творческой концепции, сначала мы отдавали заказы на печать на аутсорсинг. Однако печать на стороне нас не удовлетворила; такого подхода к качеству и срокам исполнения, который нам требовался и который мы сами себе могли обеспечить, мы нигде не нашли, поэтому достаточно быстро снова купили оборудование и начали все делать самостоятельно.
Как Вы знакомились с рынком принтеров для печати на текстиле? Вы посещали специализированные выставки?
В «ДушеГрее» всеми технологическими вопросами занимается мой отец, Кордоватов Александр Григорьевич, который является специалистом высочайшего уровня в области сублимационной печати. Александр Григорьевич посетил огромное количество выставок, очень много времени посвятил вопросу выбора печатного оборудования для нашего производства. Сравнивал модели, проверял информацию, занимался тестированием образцов, взятых на выставках у разных поставщиков оборудования. Если в документах было написано, что готовое изделие выдерживает 150 стирок, мы действительно стирали отпечатки 150 раз. На даче проверяли их на выгорание чернил, смотрели, насколько окрашенные ткани устойчивы к воде и ветру, и все это в условиях реальных погодных воздействий. Мы никогда не принимаем за аксиому то, что нам говорят, мы все тестируем сами и только потом принимаем решение о покупке оборудования. В этом главная заслуга Александра Григорьевича – он очень дотошно и въедливо изучает вопросы качества, носкости, и выбор сублимационного комплекса нами был сделан по результатам всестороннего тестирования, проведенного собственными силами.
Какими критериями вы руководствовались при выборе печатного оборудования? Какие достоинства принтеров Mimaki привлекли ваше внимание?
Бренд Mimaki очень популярен и является самым продаваемым в России, поэтому он нас очень заинтересовал. Мы также предъявляем особые требования к доступности сервиса и высокой квалификации инженеров, что было обеспечено нашим поставщиком оборудования Mimaki – компанией Смарт-Т. Для печати на тканях также немаловажен профессиональный РИП, который позволяет создавать раппортные изображения и подстраивать профили под наши задачи. Такой мощный РИП входит в стандартный комплект принтеров Mimaki. В выборе принтера мы руководствовались и рекомендациями наших коллег, которые владеют несколькими устройствами Mimaki и очень хорошо отзываются о работоспособности этого оборудования, имея многолетний положительный опыт его эксплуатации.
В рисунках своей одежды Вы часто используете мелкие детали и сложные по цветовым сочетаниям принты. Сублимационный комплекс Mimaki JV300 - TitanJet RTX3 справляется со своей задачей, результат печати на ткани соответствует Вашим ожиданиям?
При любых обстоятельствах мы добиваемся полного соответствия отпечатка тому, что мы изначально задумали. Даже если сразу не все получается, мы подстраиваем профиль, экспериментируем с режимами. Мы печатаем оригинальными чернилами Mimaki Sb54, которые позволяют нам четко воспроизводить самые сложные элементы рисунка и нужные нам цветовые оттенки. Чернила в процессе печати не растекаются и при невысоком расходе дают нам возможность достичь желаемых яркости и насыщенности.
Что касается сочетания принтера Mimaki и термокаландра TitanJet, то никаких нареканий к этому комплексу у нет. При термопереносе мелкая детализация сохраняется четкой и цветовых искажений мы не наблюдаем. Эти два устройства прекрасно дополняют друг друга и обеспечивают нам необходимую производительность и требуемое качество.
Какие Вы можете отметить преимущества сублимационной технологии в целом? Как себя ведет одежда с сублимационными изображениями в носке? Насколько рисунок стоек к непогоде и чистке?
Сублимация позволяет выпускать огромный ассортимент продукции очень быстро при минимальных финансовых и трудовых вложениях. Мы имеем возможность, придумав утром сюжет, сразу его напечатать, при необходимости что-то изменить, и вечером уже получить готовую вещь. Конечно, такое возможно только благодаря сублимационной печати. Несомненным преимуществом этой технологии является яркость изображений, которая сохраняется в течение всего времени, пока одежда носится. Стойкость к многократным стиркам – еще один плюс, который позволяет «цифровой» одежде успешно конкурировать с традиционными текстильными изделиями. Как я уже говорила, мы предварительно проводили испытания, стирали изделия 150 раз – это не просто слова. Важно, однако, отметить, что стойкость изделий в носке во многом зависит от самих тканей - есть ткани более износостойкие, есть менее, есть ткани, которые скатываются и быстро теряют первоначальный внешний вид и привлекательность. Но это в основном касается легкого платья, плащевые ткани для верхней одежды ведут себя вполне достойно.
Трудно ли вам было найти специалистов-печатников?
Да, очень сложно. Настолько сложно, что нам в итоге пришлось самим все освоить. В первую очередь технологией в совершенстве овладел Александр Григорьевич, и со временем нам удалось вырастить свою команду печатников-профессионалов, которые методом проб и ошибок изучили технологию до мелочей. На свободном рынке труда специалистов высокого уровня, которые устраивали бы нас подходом к работе и квалификацией, нам найти не удалось, а качество для нас – наиболее важный пункт. В работе мы соблюдаем все технологические требования – и скорость печати, и количество проходов, и температуру, и влажность в помещении. Мы печатаем на самом максимуме качества, который может обеспечить оборудование, и получаем необходимый нам результат.
Ваши необычные модели с принтами пользуются неизменным спросом. Как Вы думаете не пройдет ли мода на такие вещи, или, может быть, такая одежда вне моды?
Сейчас в мире моды идет десятилетие принта, популярность которого в настоящие дни ощущается особенно остро. Я этому очень рада, потому что декорирование одежды - это мой путь. Как я уже говорила, изначально я художник по тканям и много лет занималась батиком и росписью по уже готовым изделиям. Получив два патента на текстильный декор, мы, по сути, стали первооткрывателями в этой области.
Чтобы оставаться в моде, нужно всегда искать что-то новое, находить какие-то оптимальные цветовые и фактурные соотношения, делать правильные акценты, придавать деталям уместный шик, применять новые технологии, которые сейчас появились в очень большом числе (к примеру, использование красок, цвета которых меняются при изменении освещения или при намокании ткани). Всегда в декор одежды можно привнести что-то новое – новые темы принтов, необычную вышивку… Я думаю, что в любом случае я смогу сделать так, что моя одежда будет модной или, по крайней мере, вне моды, так как те изделия, которые мы делаем сейчас, это, по сути, настоящие произведения искусства. У нас даже проводилась искусствоведческая экспертиза, исследование, которое подтвердило, что наши вещи идут вне моды, они не устареют со временем и их можно будет передавать внукам. Это происходит потому, что мы не придерживаемся четкой линии основных модных тенденций. В одежде, как и в обуви, существуют ультрамодные вещи, актуальные на ограниченный срок, и вещи, идущие вне основного направления. Мы все-таки стараемся быть и в тренде и где-то немножко над ним, поэтому я надеюсь, что наши вещи не выдут из моды и они будут подобно дорогому вину – чем старше, тем ценнее.
Вам, наверное, часто приходится обновлять коллекции, чтобы поддерживать достаточное разнообразие в таком узнаваемом стиле? Цифровые технологии облегчают Вам в этом жизнь?
Да, разумеется, и надо сказать, что мы очень плодотворны в отношении создания коллекций. У нас каждый сезон выходит несколько капсул с разными темами. Конечно сублимация – это огромная помощь в работе. Ее основной плюс в том, что время воплощения идеи с момента ее появления – минимально. Ни трафаретная печать, ни другие классические печатные методы такого преимущества не дают.
Недавно вы приобрели новый принтер Mimaki Tx300P-1800 для прямой печати пигментными чернилами. Для какой одежды Вы планируете запечатывать ткани с его помощью, и какие это будут ткани?
Да, на нашем производстве установлен новый принтер Mimaki Tx300P-1800 для прямой печати на ткани, появления которого мы очень жали. Мы уже несколько месяцев печатаем на этом оборудовании и используем его для изготовления платьев, футболок, толстовок, джемперов, худи, тренчей - различных изделий второго слоя одежды. Для этих целей идеальны хлопчатобумажные ткани, сатин, футер.
Компания Mimaki предлагает широкий модельный ряд текстильного оборудования. Почему ваш выбор пал именно на принтер Tx300P-1800?
Mimaki Тx300-1800 – это единственный принтер, который позволяет печатать на натуральных тканях без их специальной предварительной обработки. Это дает нам возможность без лишних затрат времени и средств выпускать короткие оригинальные тиражи, что очень важно для достижения наших целей. Пигментные чернила TP400, которыми печатает этот принтер, имеют расширенную 7-цветную конфигурацию и цветовой охват существенно шире, чем у аналогов, поэтому принты получаются яркими и насыщенными, чего при пигментной печати на другом оборудовании добиться практически невозможно. Такова специфика пигмента, но компании Mimaki удалось преодолеть эту проблему, что стало одним из определяющих факторов в нашем предпочтении и окончательном выборе. Большими преимуществами этого принтера являются также его компактные размеры и высокая производительность.
Пигментные отпечатки требуют финишного теплового закрепления. Для термообработки готовых тканей вы, как и в случае сублимационной печати, используете каландровый термопресс TitanJet RTX3?
Каландровый термопресс TitanJet RTX3 - универсальное устройство, и мы на нем осуществляем три операции – сублимационный термоперенос, термозакрепление и декотирование синтетических тканей. Все это мы производим в круглосуточном режиме благодаря особой надежности и бесперебойной работе этого аппарата. Это, безусловно, очень рациональное решение, которое можно использовать в разных технологических процессах. Оборудование TitanJet RTX3 полностью оправдало наши ожидания, и в скором будущем мы планируем купить еще один каландр TitanJet большей ширины.
Можно ли сказать, что с внедрением оборудования Mimaki вы выиграли в оптимизации складских запасов и в уникальности продукции по сравнению с традиционными производствами, использующими готовые ткани?
Несомненно. Во-первых, готовые ткани используешь не только ты. Если ткань на рынке есть, то ее, естественно, могут купить и другие производители одежды. И это огромный минус. Во-вторых, наши вещи могут выпускаться в большом разнообразии, и каждый клиент, выбрав понравившуюся вещь, может быть уверен, что он всегда будет уникален и не встретит никого, кто будет одет в одежду из той же ткани, что и у него. Мы стараемся делать партии минимальными, с большим разнообразием и небольшим тиражом, что позволяет нам практически избежать тех случаев, когда люди могут увидеть своего «двойника».
Что касается складских запасов, то я руководствуюсь принципом «Лучше не дошить, чем перешить». Сначала мы начинаем шить очень осторожно, небольшими партиями, и только если видим острый дефицит какого-то изделия, мы его дошиваем. Если ситуация складывается таким образом, что модель продана целиком, но на нее нет острой востребованности, мы ее больше не шьем. Решаем так: пусть она остается неким эксклюзивом, особо редким экземпляром. Такая политика позволяет нам придерживаться минимума остатков. В нашем случае наблюдается некоторая недостаточность рынка, но я считаю, что это более правильная ситуация, нежели избыток.
Поклонницами Вашего таланта являются известнейшие актрисы и телеведущие. Для них Вы создаете индивидуальные модели, участвуют ли они в творческом процессе?
Мы практически не создаем индивидуальных моделей, только за редким исключением, если есть для этого особый повод. У нас есть примеры, когда для персоны мировой известности мы создаем что-то индивидуально. И то, нельзя сказать, что мы в этом случае разрабатываем какой-то специальный, уникальный принт. Мы берем за основу уже готовое изобразительное решение и накладываем его на другую нашу модель. Можем вещь немного удлинить, укоротить, что-то подкорректировать в соответствии с ростом или особенностями фигуры, но это единичные, исключительные случаи. Создание коллекций – это полностью моя творческая стихия, важно, чтобы то, что я делаю в первую очередь нравилось мне. Можно сказать, что каждая моя коллекция – это художественный проект, индивидуальный творческий проект.
Как ателье, которые шьют одежду на заказ, мы не работаем. Все звезды, с кем мы дружим, из нашего существующего ассортимента обычно всегда могут выбрать себе то, что им нравится. К тому же, из-за того, что мы производим одежду не массового рыночного сегмента, наши вещи встречаются не так часто. Сами по себе они, конечно же, узнаваемы, но нельзя сказать, что их видишь повсюду; надеемся, что два человека в одинаковой одежде от «ДушеГрея» никогда не окажутся рядом.
Вы тесно сотрудничаете с российскими художниками и используете текстильные репродукции их творений в своих коллекциях одежды. Как эти творческие люди относятся к тому, что их произведения будут переведены в «цифру», тем более достаточно утилитарную?
Мы сотрудничаем не только с российскими художниками, но и с другими художниками по всему миру. Сегодня, благодаря Интернету, стираются все границы, и налаживание контактов с разными людьми значительно упрощается. Мы активно работаем с грузинским художником Давидом Мартиашвили, Анной Силивончик из Беларуси, художниками из Украины и других стран. Мы получаем много предложений художников о сотрудничестве из самых разных уголков. Я и сама нахожусь в активном поиске: постоянно смотрю работы, отслеживаю, что есть в мире интересного, с какими произведениями, я хотела бы поработать. Я всегда выбираю очень самобытных художников, у которых есть свой особый, узнаваемый почерк, близкий мне стиль.
В основном перенос картин на ткань для одежды художники воспринимают очень позитивно. От тех, к кому я обращалась с предложением о сотрудничестве, я не получала еще ни одного отказа. Наоборот, многие художники сейчас сталкиваются с колоссальной проблемой, связанной с систематическим воровством и воспроизведением их картин, то есть даровой эксплуатацией их идей. Нужно понимать, что художник пишет, думает, иногда очень тяжело интеллектуально работает, поэтому, я считаю, к его труду нужно очень уважительно относиться, ценить его, тем более, что договориться о взаимовыгодных условиях можно всегда. Мы к картинам, с которыми работаем, относимся очень трепетно. Мы стараемся сделать так, чтобы художнику было не обидно за результат, чтобы та вещь, которую он увидел, ему тоже бы понравилась, вызывала живейший интерес и обеспечила творческое удовлетворение.
Интересный факт, что художницы, именно женщины, предпочитают работать с нами по бартеру, притом это инициатива исходит преимущественно с их стороны. То есть вместо финансовой компенсации мы отсылаем им те вещи или коллекции, которые создаем с использованием их рисунков, и они носят эту одежду с большим удовольствием и радостью за свой успех.
Вы создаете одежду для прекрасного пола. Не думали ли Вы об одежде для мужчин – сейчас ведь очень много креативных молодых людей, которым могли бы понравиться Ваши модели?
Мы периодически что-то делаем для мужчин, но из-за катастрофической нехватки времени - в очень небольших количествах. Я считаю, что в сегмент мужской одежды тоже нужно глубоко погружаться, изучать модные тенденции, анализировать предпочтения сильного пола, думать, какие декоративные решения можно привнести в мужскую моду. Чтобы все делать качественно, на высоком профессиональном уровне, нужно уйти в эту тему, а это требует времени, тем более, что это для меня неизведанный рынок. Но все-таки, периодически для мужчин мы предлагаем различные футболки и толстовки; в прошлом году даже выпустили небольшую серию мужских курток. Эти изделия полностью реализуются, однако разработка полноценной линейки пока по объективным причинам в наши планы не входит. Может быть когда-то позже мы найдем время и силы для этого направления.
В начале интервью Вы упомянули, что имеете патенты на изобретения. Расскажите, пожалуйста, о своих уникальных разработках и ноу-хау, которых нет у других дизайнеров?
Получение патентов происходило в период существования нашего предыдущего бренда, который был целиком построен на художественной росписи тканей. Первый патент был получен на 3D-краски, предназначенные для рисования на трикотаже и получения объемных фигур. Второй патент – на 3D-печать по тканям, при которой создавались художественные текстильные произведения с комбинациями объемных эффектов и плоских изображений.
В качестве поставщика оборудования Mimaki вы выбрали компанию Смарт-Т. Довольны ли вы вашим сотрудничеством?
Да, мы очень довольны сотрудничеством с компанией Смарт-Т. Для нас важно, что эта компания очень быстро реагирует на все наши проблемы, всегда дает подробные ответы на все возникающие технические вопросы, оперативно готовит предложения по нашим текущим запросам. Эта компания всегда готова к продуктивному диалогу и к любым экспериментам. Смарт-Т постоянно совершенствуется, следит за положением дел на рынке, всегда в курсе новинок – все это позитивно отражается на партнерских отношениях. И это очень здорово, когда люди так ответственно и так творчески относятся к своему делу!
Журнал "Цифровой текстиль" №4 (8) Зима 2020