9:00-18:00 MSK
Сейчас самое время
Именно эта фраза пришла в голову, когда я слушала историю астраханской цифровой типографии «КОКО». Началось всё в 2013 году, как у многих, с покупки оборудования - сублимационного принтера для сувенирной продукции.
Основатель и руководитель «КОКО» Валерий Браташ понимает, что говорить в то время о старте осознанного бизнеса было ещё рано, скорее, это было подработкой: логотипы на изделия наносили дома, а реализовывали через соцсети и по знакомству в организациях. Тем не менее дело продвигалось и требовало всё больше времени и ресурсов, и в конце 2014 года был приобретён первый принтер Xerox 7500. Валерий вспоминает, что самое сложное в тот период было вместить в календарные сутки 8-часовой рабочий день в найме и освоение технологии по вечерам на собственном производстве, в то время как его супруга Елена исполняла обязанности дизайнера, менеджера, логиста и мамы в отпуске по уходу за ребёнком. Офиса не было, из-за чего встречи с клиентами проходили в машинах, торговых центрах или кафе. Зато было своё оборудование и большое желание развиваться.
Востребованная монополия
Первым наёмным сотрудником стал дизайнер, затем появились печатник и менеджеры. Это сейчас в штате типографии больше 25 человек, многие из которых работают не один год. Что касается работы, то, делая на первых порах основной упор на цифровую печать, супруги Браташ решили попробовать силы и в широкоформатной печати, благодаря чему на производстве появился не новый латексный принтер HP. Это был смелый шаг для начинающих полиграфистов: техника была непростая и капризная, но отпечатки по качеству и стойкости выгодно отличались от конкурентов на рынке.
И, несмотря на трудности, по словам Валерия, именно тогда пришло понимание, что заказы можно завоевать, только используя передовые технологические решения, особенно если их нет у других. Для «КОКО» таким решением стал приобретённый на замену латексному HP рулонный УФ-принтер Mimaki UJV100-160. Помимо очевидного усиления позиций в широком формате - услуга печати УФ-чернилами была уникальной на тот момент для астраханского рынка, приобретение принтера стало своеобразной проверкой на прочность «Смарт-Т». В связи с особенностью чернил и самого оборудования ввод в эксплуатацию этого принтера нельзя было назвать простым. Однако, благодаря активной позиции и сервисной поддержке поставщика, ни разу, по словам Валерия, он не был оставлен один на один с нерешённой проблемой или вопросом.
Поэтому неудивительно, что следующим приобретением типографии стал автоматический режущий плоттер iECHO PK-0705, тоже поставленный «Смарт-Т». Как рассказывает Валерий, в Астрахани на тот момент не было оборудования, сравнимого с PK-0705, что, по сути, сделало «КОКО» настоящим монополистом на рынке в последующие несколько лет, а сам плоттер оказался настолько ожидаемым и востребованным, что очередь заказов была выстроена ещё до его инсталляции на несколько дней вперёд.
Продуктивные обновки
Когда время ожидания в очереди обработки тиражей на плоттере достигло одного месяца, стало очевидно, что необходимо расширение. Поэтому в 2024 году в типографии появились ещё один iECHO PK-0705 PLUS с осциллирующим ножом и два режущих плоттера VULCAN: планшетный FC‑500VC и SC-350 с листовой подачей. Сейчас, по словам Валерия, эти четыре плоттера полностью закрывают потребность производства в цифровой резке, а на iECHO даже перевели часть продукции широкоформатного цеха: мелкие таблички и изделия из ПВХ. Именно такие возможности оборудования, по мнению Валерия, позволяющие выполнить любой заказ без жёсткой привязки к форме и размеру, формируют мнение о типографии. Хотя, конечно, только режущими плоттерами парк оборудования «КОКО» не ограничивается.
Помимо цифрового направления, в котором представлены две тонерные ЦПМ Ricoh PRO C7200X с возможностью печати белым цветом и лаком и Xerox C75, «КОКО» занимается широкоформатной печатью и наружной рекламой, поэтому здесь помимо интерьерного Mimaki UJV100-160 задействованы планшетный УФ-принтер Mimaki UJF-3042 MkII EX, экосольвентный ARK-JET SOL 3202, режущие плоттеры ARK-CUT 1600 и Mimaki CG130-AR.
Очень продуктивным на практике получилось использование в тандеме принтера SOL 3202 и плоттера iECHO, в частности, при печати небольших тиражей больших пакетов и упаковки с их последующей резкой. Несмотря на разнообразие оборудования, в типографии в самое ближайшее время ждут пополнение парка: на этот раз - это гибридный УФ-принтер Sprinter Power Pro 1800E, снова от «Смарт-Т». По словам Валерия, самым ценным в этом сотрудничестве является возможность посоветоваться даже по вопросам приобретения бывшего в употреблении оборудования и в случае чего знать, как это оборудование эксплуатировалось раньше, и, главное, быть уверенным, что оно без проблем заработает после приобретения.
Рост в отношениях
На вопрос, как типография переживает непростой для всех период, Валерий отвечает, что несмотря на небольшие трудности, с которыми пришлось столкнуться в момент формирования альтернативных каналов поставок расходных материалов, для бизнеса сейчас ситуация складывается вполне благоприятно. В частности, за последние пару лет в типографии значительно увеличились обороты, в полтора раза расширился штат сотрудников, появилось очень много нового оборудования и, как следствие, много уникальных предложений для более широкого рынка. Несмотря на определённые риски при покупке нового оборудования, все они себя оправдали, и сейчас основную сложность, по словам Валерия, представляет только дефицит квалифицированных кадров. Но и для этого вопроса у «КОКО» есть своя стратегия: сохранение здоровых товарищеских отношений в коллективе, где руководитель как лидер компетенции тем не менее является его частью, а не отдельно стоящим начальствующим звеном. Поэтому общение коллектива в свободное время с выездами на природу и неформальными встречами является важным аспектом жизни типографии. Правда, Валерий смеётся, что теперь для этого нужно гораздо большее пространство.
На традиционный вопрос о планах и прогнозах на ближайший год Валерий отвечает, что относит себя к разряду эмоциональных предпринимателей, для которых главным стимулом является реализация новых возможностей в производстве, желательно здесь и сейчас. А глобальная цель остаётся прежней: +50% к обороту. Пока в «КОКО» с ней справляются на «отлично».
Журнал Publish, №10 2024