Инвестиционный план малого предприятия широкоформатной печати по тканям

Инвестиционный план малого предприятия широкоформатной печати по тканям

С тех пор, как в 2002 г. цифровая сублимационная печать по ткани шагнула на московские улицы, расцветив их изящными полноцветными перетяжками, пошел уже пятый год. И сегодня никого не удивляет, что в праздники городские столбы превращаются в подставки для ярких декоративных флагов с цветным салютом, снежинками или цветами. Почему печать на ткани вошла в моду? Насколько она рентабельна? Как достигнуть хорошей цветопередачи? Некоторые технологические аспекты и основные технико-экономические показатели сублимационной печати мы и рассмотрим в этой статье.

Самое широкое применение цифровая сублимация на сегодняшний день нашла в печати на ткани и текстильных изделиях. Также эту технологию используют при изготовлении сувенирной продукции для нанесения изображений на керамические изделия (посуду, подставки, кафель, плитки). В скором времени даже сольвентную печать начнет замещать сублимация по пленочным носителям. Так, в Европе с 2007 г. применение сольвентных чернил запрещается как экологически небезопасное, и уже сейчас там началось интенсивное перевооружение рекламной отрасли.

Почему же печать на ткани вошла в моду?Печать на ткани - флаги, перетяжки, знамена, панно

Реклама на ткани по сравнению с бумажными носителями смотрится лучше. Она выглядит более натурально и естественно вписывается в интерьер; она ближе к объектам живой природы и потому органичнее в наружной рекламе. Изображения на ткани выглядят очень яркими и живыми. Кроме того, на полиэфирной ткани обычно не видно мелких помятостей, которые так заметны на бумажных носителях.

Важное экономическое преимущество цифровой печати на ткани – очень широкий ассортимент продукции, выполняемой на одном и том же оборудовании:

• знамена, вымпелы и другая символика;
• флаги и флажки для украшения улиц;
• наружная реклама – перетяжки и растяжки;
• интерьерная реклама – баннеры, натяжные стены и потолки;
• спортивные костюмы, купальники и плавки;
• эксклюзивная, рекламная, клубная и фирменная одежда;
• декорации для театров, кино и шоу;
• шторы и жалюзи;
• ширмы, шпалеры и обивочная ткань для мебели;
• фотопортреты, репродукции картин;
• сувенирная продукция – календари и вымпелы, коврики и полотенца и т.д.

Светостойкость отпечатков на ткани не уступает лучшим образцам печати на бумаге и пленках. Стойкость к сухим механическим обработкам соответствует высоким текстильным стандартам, т.е. существенно выше стойкости рекламы на бумаге и пленках. А типовые текстильные показатели стойкости к мокрым обработкам в принципе недостижимы для любых технологий печати на бумаге.

Высока прибыльность печати малотиражной рекламы. Ткани буквально в разы дешевле бумажных носителей, тогда как цена чернил сопоставима во всех технологиях. Все виды печатной продукции на ткани имеют сегодня разную норму прибыли на единицу продукции, однако норма прибыли в единицу времени примерно одинакова и составляет около 100 $/ч в расчете на один принтер класса Mimaki JV4. И тенденция постоянства прибыли на единицу времени сохраняется уже длительное время.

Определение понятий

Сублимация – это технологический процесс, при котором происходит нанесение изображения на носители из полиэфира (полиэстера, лавсана). При этом дисперсные (сублимационные) красители в большинстве случаев первоначально наносятся на промежуточный носитель (бумагу). Печать на ткани - флаги, перетяжки, знамена, панноЗатем в термопрессе под действием высокой температуры происходит их перенос в газовой фазе на прижатый к промежуточному полиэфирный носитель (в нашем случае полотно). В технологии прямой печати дисперсные красители тем или иным способом наносятся непосредственно на полиэфирный носитель. Закрепление нанесенного рисунка (перенос красителей внутрь волокон) производится путем нагрева носителя в туннельных печах (ИК-нагрев), паровых стимерах (перегретый пар) или термопрессах (контактный нагрев). Цифровая сублимационная печать (как косвенная, так и прямая) производится на цифровых струйных принтерах. Под управлением компьютера изображения печатаются на бумаге или на ткани дисперсными чернилами нескольких базовых цветов. Далее процесс их переноса полностью соответствует способу переноса дисперсных красителей в классическом производстве ткани. 

Сколько цветов лучше: четыре или шесть?

На первый взгляд, ответ совершенно очевиден. По идее, шесть базовых цветов должны иметь более широкий цветовой охват и обеспечить лучшую цветопередачу, чем четыре. Однако подавляющее большинство пользователей струйных принтеров под этими шестью цветами понимают набор CMYK+LcLm, в котором к основной триаде и черному цвету добавляются два светлых оттенка основных цветов. В силу одинаковости спектральных характеристик основных и светлых красителей расширение цветового охвата в такой цветовой модели не происходит. Ожидаемое уменьшение зернистости в светлых тонах также практически не заметно в силу того, что зернистости при печати на ткани каплями переменного объема и так вовсе не видно, даже при разрешении 360х360 dpi. Итак, применение набора CMYK+LcLm для печати на ткани нецелесообразно.

Как же обеспечить наибольший цветовой охват?Печать на ткани - флаги, перетяжки, знамена, панно

Расширить цветовой охват и улучшить цветопередачу позволяет применение дополнительных базовых цветов наряду с основной триадой чернил. При этом под улучшением цветопередачи понимается повышение точности представления всех оттенков цвета, в том числе и на границах цветового охвата. Например, добавление к палитре оранжевых чернил позволяет улучшить цветопередачу, ведь добавляются новые спектральные границы для формирования цветовых тонов в области самых трудных для полиграфии цветов апельсиновой кожуры. Однако цветовой охват при этом расширяется лишь на единицы процентов. Примерно такой же эффект мог бы наблюдаться при добавлении в палитру дополнительных зеленых чернил. Однако в гамме сублимационных красителей истинного зеленого красителя не существует. Тем не менее, некоторые поставщики чернил иногда предлагают слабо насыщенный смесевой зеленый (фактически, Light Green). Таким образом, применение модели Hexachrome для печати на ткани – самообман.

Самая большая проблема в цифровой печати по тканям – воспроизведение насыщенных синих тонов. Они получаются или голубыми, или темно-фиолетовыми, только не синими. Причина в том, что текстильные пурпурные красители всегда имеют более слабо выраженную синюю составляющую, чем полиграфические краски. Выход – в применении пятой краски, синей. При этом по сравнению с CMYK-набором существенно расширяется цветовой охват. Его расширение настолько велико, что dE более чем на 8 ед. превышает цветовой охват полиграфической печати на мелованных бумагах.

Ясно, что, решившись на использование дополнительных чернил синего цвета, можно выбрать пурпурные чернила с хорошей красной границей или даже просто применить красные чернила. Именно по этому пути пошли изготовители текстильных чернил. Обязательный набор их включает в себя черный и цветную тетраду – зелено-голубой (Turquoise), лимонно-желтый (Greenish Yellow), красно-пурпурный (Bluish Red) и синий (Blue). В качестве шестого цвета используется красно-оранжевый (Reddish Orange) или наоборот яркокрасный (Bright Red). Иными словами, в зависимости от положения спектральной границы основного краснопурпурного цвета выбирается такой шестой цвет, который позволяет варьировать цветовые координаты суммарного красного цвета в наиболее широких пределах. Зелено-голубой и лимонно-желтый цвета формируют сопоставимый с полиграфическим охват в зеленой области. Во всех других областях спектра текстильный шестицветный набор обеспечивает хороший цветовой охват – шире полиграфического. Ясно, что дальнейшего расширения цветового охвата можно достичь добавлением еще одного или двух цветов.

Вывод: печатать по ткани надо чернилами шести и более базовых цветов.

Как обеспечить правильную цветопередачу?Печать на ткани - флаги, перетяжки, знамена, панно

Понятно, что использование цветового пространства, нестандартного для полиграфии и обычной струйной широкоформатной печати, требует настолько же нестандартного подхода к контролю цвета. На наше счастье, именно для печати текстильными наборами красителей уже длительное время развивается и совершенствуется линия текстильных RIP – растровых процессоров для цифровой печати по тканям. Текстильный RIP отличается от “обычного” тем, что он:
• нормально работает 6-цветными наборами CMYK+Orange(Red)+Blue;
• поддерживает до 12 профилируемых каналов CMYK + 8 Profile Channels;
• допускает установку цветных картриджей в принтер произвольным образом;
• обеспечивает возможность печати в несколько слоев для увеличения интенсивности заливки;
• позволяет скомпоновать раппортные (повторяющиеся) изображения и печатать их как единое полотно заданного размера.

Кроме того, для производителей рекламы текстильный RIP предоставляет ряд дополнительных преимуществ:
• свободу в размещении изображений на полотне печати;
• независимое назначение типа растрирования (rendering intent) для каждого из них;
• независимое задание ключевых цветов, объединение их в библиотеки и присвоение их плашковым фрагментам изображений при печати логотипов и фирменной символики.

Текстильные RIP могут распечатать растровые изображения, заданные в цветовых пространствах Lab, RGB и CMYK, а при наличии PostScript опции и векторные EPS-файлы. Самые продвинутые версии текстильных RIP безошибочно отрабатывают в EPS-файлах библиотечные цвета Pantone Solid и OPI-объекты. Последние – это внешние растровые файлы высокого разрешения, включенные в верстку в виде “указателей” с помощью механизма OPI (Open Prepress Interface). Текстильные растровые процессоры позволяют подключать стандартные ICC-профили, в том числе стандарта 2.0. А современные программы цветового профилирования позволяют создавать для них многоканальные ICC-профили высочайшего качества.

Все эти особенности в совокупности дают возможность воспроизвести такие изображения, которые не под силу никаким системам классической печати.

Экономические показатели

Начальные инвестиции в технологию сублимационной печати на ткани в десятки и сотни раз меньше, чем в промышленные технологии. Судите сами, вот типовой состав комплекта широкоформатной цифровой сублимационной печати начального уровня:

• широкоформатный струйный принтер;
• RIP-станция – компьютер и растровый процессор для текстильной печати (RIP);
• источник бесперебойного питания On-Line типа для принтера и RIP-станции;
• плоский термопресс малого формата;
• широкоформатный каландровый термопресс с барабаном диаметром 300 мм.

Стоимость такого комплекса лежит в пределах от 38 тыс. евро до 49 тыс. евро и включает в себя:
• установку;
• пусконаладку;
• документацию на русском языке на все компоненты;
• типовые и заказные ICC-профили;
• первичное обучение персонала;
• пожизненную техническую поддержку.

Даже комплект начального уровня в состоянии отпечатать за смену до 200 погонных метров полноцветных изображений шириной 1,5 м.

При расширении производства непотребуется приобретения нового каландрового термопресса до тех пор, пока количество принтеров не вырастет до пяти единиц. Дело в том, что производительность термопресса с большим запасом превышает возможности принтера.

Также при расчете затрат следует учесть следующие расходные материалы:

• сублимационные красители (чернила) шести цветов – CMYK+Orange+Blue;
• термотрансферная бумага для струйной печати;
• промывочная жидкость для периодического технического обслуживания;
• расходные запчасти – вайперы (чистящие ножи), дамперы (вставки перед печатной головкой в тракте подачи чернил), печатающие головки (в постгарантийный период);
• ремонтные запчасти в постгарантийный период.

Расходы на чернила сегодня уже не превышают 1,3 евро/м2 насыщенного цветного изображения. Так, на чернила для печати фотографии популярного артиста, спортсмена или политика формата А4 будет потрачено не более 8 евроцентов (3 р.); оттиска клубного галстука (0,3 м2) – 40 евроцентов (15 р.); оттиска головного платка (0,6 м2) – 80 евроцентов (30 р.); цветной этикетки размером 50х80 мм – 0,5 евроцента (18 коп.).
Расходы на термотрансферную бумагу для струйной печати составят от 0,8 евро/м2 до 1 евро/м2.
Ткань обычно стоит от 0,6 евро/м2 до 1 евро/м2.
На расходные запчасти, включая печатающие головки, затраты не превысят 4% от стоимости израсходованных чернил и бумаги.
Расходы на все виды ремонта в постгарантийный период обычно не превышают 7,5% стоимости израсходованных чернил и бумаги.

Подводим итоги

Таким образом, основные техникоэкономические показатели технологии цифровой сублимационной печати на ткани следующие:

• качество печати для интерьерной рекламы – как в первоклассном фотоателье;
• стойкость наружной рекламы – как у верхней одежды;
• гигиеническая безопасность – как у постельного белья;
• оперативность изготовления – как в принтбюро;
• себестоимость продукции – почти как в шелкографии;
• рентабельность – как в производстве водки.

 

Александр ЧАЙКИН
К.т.н., начальник отдела новых технологий компании “СМАРТ-Т”

Скачать статью в PDF формате